Электромобили в холодное время года, чего ждать и как подготовить их к зиме?

Как электромобили ведут себя зимой
Несмотря на возможность использования альтернативной энергии и снижения вредных выбросов, некоторые водители не спешат пересаживаться на электрокары. Ведь эксплуатация и обслуживание электромобилей зимой вызывает некоторые опасения. Если столбик термометра опускается ниже нуля, дальность пробега электрокаров существенно уменьшается. При разряде батареи в холодное время года ниже чем на 20% процесс зарядки происходит медленнее, а эффективность батареи снижается.
Испытания в реальных условиях при температуре воздуха –20°C показали, что популярные электрокары теряют до 50% своего заряда. Например, пробег Tesla Model 3 снизился на 42,8% – с 468 до 200,2 км, Volkswagen ID.3 потерял 38,91%, а Nissan Leaf – около 40% от изначального пробега. Возникает закономерный вопрос, можно ли ездить на электромобиле зимой и как правильно использовать электрокар в холода.
Как подготовить электромобиль к зиме
Прежде всего электромобиль следует подготовить к зимнему сезону – провести полное техобслуживание и диагностику батареи. С наступлением холодов стоит проверить подключенные функции через приложение и переключиться на энергосберегающий режим, если он предусмотрен производителем.
Зимой не стоит заряжать электрокар на 100%. Лучше остановить зарядку на 80-90% и избегать разряда ниже 20%. Слишком высокий или низкий заряд приводит к нарушению работы аккумулятора и снижению эффективности батареи.
Обогрев салона автомобиля зимой лучше включать только в сильные морозы, ограничившись подогревом сиденья и руля, если это возможно. Если нужно проехать длительное расстояние на одном заряде, лучше одеться теплее, но не включать обогрев на максимум.
Заряжать электрокар лучше сразу, не дожидаясь, пока автомобиль остынет. Оптимально использовать зарядные станции в отапливаемых гаражах или на подземных паркингах для минимизации влияния низких температур на батарею. Стоит выбрать зарядку с таймером, чтобы отключение произошло непосредственно перед выездом. Чтобы Ниссан или Тесла зимой разряжались медленнее, следует запустить их перед выездом на мороз и прогреть. Тогда энергия не будет тратиться на самонагрев, и заряда хватит на дольше.
При –10°C электрокару потребуется на 50-70% больше времени для зарядки, чем при плюсовой температуре. Это нужно учитывать при планировании поездок, особенно на дальние расстояния.
Практические советы для использования электромобиля зимой
Чтобы поездки на электромобиле зимой были безопасными и экономичными, обязательно нужно:
- заменить летние шины на зимние для лучшей управляемости электромобиля в мороз и отличного сцепления с дорогой;
- снизить расходы энергии на разморозку кузова и стекол, оптимизировать климат-контроль;
- научиться правильно использовать функцию рекуперативного торможения, когда дорожное покрытие это позволяет;
- установить цепи или другие приспособления для лучшего сцепления с дорогой во время гололеда.
Рекомендуется отключить автоматическое складывание зеркал, если это возможно. Зимой стоит ограничить использование мультимедийных систем и других достаточно энергоемких, но не критически важных функций.
Как ведут себя электромобили зимой – результаты тест-драйвов в зимних условиях
Реальные тест-драйвы при температуре –10°C и ниже показали, что уровень заряда падает у всех электрокаров независимо от мощности.
Nissan Leaf ZE1 с батареей на 40 кВт по циклу WLTP имеет заявленный запас хода 270 км, но при низких температурах реально проезжает 110-115 км. Для самонагрева и поддержания оптимальной температуры Nissan Leaf тратит в среднем 3-4,5 кВт. Если оставить на ночь Ниссан Лиф на улице, батарея не сядет сильнее, но зарядить ее из холодного состояния будет сложнее. Время зарядки увеличится как минимум на 75%.
Автомобиль Тесла зимой также расходует больше энергии. Из 507 км пробега, заявленных по WLTP, Tesla Model Y в мороз проезжает около 300 км. При снижении температуры до –20°C запас хода Теслы падает до 260-270 км. Если сравнивать результаты тест-драйвов похожих по характеристикам Tesla Y и Tesla 3 с одинаковой емкостью аккумулятора 75 кВт/ч, Model Y показывает более высокий расход кВт/ч каждый километр пути.
Стоит отметить, что и Теслы, и Лифы разряжаются меньше после десятка километров пробега, так как энергия не тратится на обогрев самой батареи. Если планируются частые остановки электрокара зимой или хранение авто на уличной стоянке, стоит предусмотреть дополнительный обогрев или термоизоляцию аккумулятора.
Технологии производителей для борьбы с холодами
Для оптимизации расхода энергии электромобилями в холодный период производители предусматривают возможность установки:
- тепловых насосов;
- резистивного нагрева батареи и салона;
- комбинированных систем умного распределения тепла в салоне и аккумуляторном ящике.
При наличии домашней станции можно устанавливать таймер для завершения зарядки электромобиля зимой непосредственно перед выездом. Так батарея не будет успевать остывать до старта. Во время зарядки или длительных стоянок можно использовать аэрогелиевые маты и умные термостаты, которые:
- сохраняют оптимальную температуру аккумулятора;
- препятствуют снижению емкости батареи вследствие переохлаждения.
У электрокаров Тесла можно настроить режим Chill Mode, а у Nissan Leaf – режим ECO. Они ограничивают расход заряда, снижают скорость и увеличивают пробег как в городе, так и на трассе.
Чтобы упростить контроль за падением емкости батареи, если машина стоит на улице зимой, многие производители предусмотрели специальное программное обеспечение. Приложение электрокаров Tesla позволяет увидеть на графике не только текущий заряд батареи, но и процент, на который емкость временно снизилась из-за мороза. Это позволяет эффективнее использовать заряд и планировать остановки для подзарядки аккумулятора.
Основные выводы и рекомендации для потенциальных покупателей
Тем, кто решил купить электрокар, стоит предусмотреть вероятность больших морозов и гололеда в регионе. Если в южных областях Украины электрокарам зимой не грозят морозы ниже –5°C, то в центральной части страны и на севере автолюбителям стоит присмотреться к более стойким к холодам моделям электромобилей с хорошей автономностью и современными системами обогрева.
Обязательно нужно регулярно обслуживать электрокар, следить за батареей и использовать зимние функции для минимизации потерь эффективности.
Потеря запаса хода электрокарами популярных моделей зимой
В таблице приведены средние показатели потери запаса хода во время забегов разных электромобилей зимой.
Электрокар |
Процент потери запаса хода при температуре ниже –10°C |
Tesla Model 3 |
25-35% |
Nissan Leaf |
40-50% |
BMW i3 |
30-40% |
Zeekr 001 |
50% |
BYD Dolphin |
70% |
Hyundai Kona |
30-35% |
MG 4 |
40% |
Elwinn Cooper |
25-30% |
Многочисленные тест-драйвы показали, что все электрокары подвержены потере запаса хода из-за воздействия низких температур и усложнения управляемости на заснеженных и скользких дорогах. Чтобы электромобили вели себя в морозы лучше, их следует вовремя обслуживать и готовить к холодам заранее.
Чек-лист: как подготовить свой электрокар к зиме
Следуйте этому списку, чтобы ничего не забыть:
- Спланировать маршруты и проверить наличие зарядок поблизости.
- Провести диагностику аккумуляторной батареи.
- Подобрать масло с подходящей вязкостью.
- Проверить давление в шинах, заменить летние на зимние или всесезонные.
- Прокачать тормоза и проверить уровень тормозной жидкости.
- Подготовить теплый чехол для отсека с аккумулятором, если машина долго стоит на морозе.
- Переключиться с обогрева салон на обогрев сиденья и руля, снизить энергопотребление.
- Прогреть автомобиль за полчаса до выезда.
- Подключить зарядку до того, как машина остынет.
Соблюдение простых правил – прогрев батареи перед зарядкой, использование подходящих зарядных станций и контроль за уровнем заряда – поможет избежать потери ёмкости аккумулятора и обеспечит стабильную работу авто.
Остались пожелания, поделитесь своим отзывом
Здесь пока нет отзывов, будьте первым
Статьи по теме
"Альтернативный транспорт"

Спасибо за отзыв
Самое свежее на портале
